В числе 1105 номеров, помещенных в нашей книге, имеется:
Всего 448.
Мужских монастырей:
Самостоятельных 438;
Приписных 102;
Монастырских, архиерейских и патриарших подворий 34;
Архиерейских домов 76;
Всего 650.
Женских монастырей:
Самостоятельных 345;
Приписных 22;
Женских общин 61;
Подворий и отделений женских монастырей и общин 20;
Всего 448.
Общее количество монашествующих обоего пола в России равно 90 403 человека[2]. В этом числе имеется:
Мужчин (монахов и послушников) 24 444;
Женщин (монахинь и послушниц) 65 959.
Мужские монастыри, несмотря на их численное преобладание, выражаясь фигурально, вымирают, тогда как женские монастыри, несмотря на их сравнительную с мужскими малочисленность, прогрессируют.
Где кроются причины этого крайне интересного социального явления, с каких пор оно началось, как конструируется, какими силами движется, какими обстоятельствами сопровождается, что оно собою означает и к чему приведет в будущем, – все это такие вопросы, которые могут стать предметом особого исследования. Это сложное явление имеет, по нашему мнению, тесную связь как с общим ходом русской истории за последние сто лет, так и с явлениями экономического порядка в русской жизни за указанный период. Что касается религиозно-церковной стороны вопроса, то мы склонны думать, что она реагировала слабее, но, во всяком случае, ее следует считать не менее характерным мотивом этого явления.
В ведении Святейшего синода Русской православной церкви находятся в иностранных государствах 2 мужских монастыря, 2 архиерейских дома, 2 монастырских подворья и 1 женская община, а именно:
В Китае:
Мужской монастырь 1;
Монастырских подворья 2;
Женская община 1.
В Северной Америке:
Мужской монастырь 1;
Архиерейских дома 2.
В общее число монастырей внесены также: монастырские подворья (где имеется храм и совершается богослужение), архиерейские дома и женские общины.
Единоверческие монастыри – обители ревнителей древнерусской традиции в лоне РПЦ, принявшие началие церкви, но молящиеся по старому обряду. Единоверие было учреждено в 1800 г. императорским указом по представлению московского митрополита Платона (Левшина, 1737–1812 гг.) для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие (другие самоназвания – «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») – направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. 17 апреля 1905 г. был издан указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», которым впервые за 250 лет законодательные ограничения в отношении старообрядцев были полностью упразднены. В 1906–1907 гг. IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве, и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв. Единоверие предусматривало, что при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от церкви и поминать за литургией Синод или патриарха. Таким образом, по этим правилам происходило фактически присоединение части старообрядцев к православной (так называемой никонианской) церкви на основе взаимного компромисса.
Деление монастырей на штатные и заштатные было введено в XVIII в. Духовные штаты – установления правительства Российской империи, определявшие количество и содержание епархий, монастырей и духовенства Русской православной церкви в синодальный период. Духовные штаты, регламентировавшие состав и содержание служителей и учреждений Русской православной церкви, были учреждены Петром I. Штатные монастыри получали пособие от казны, нештатные существовали только за счет собственных доходов. Штатные монастыри разделялись на три класса, различие между которыми состояло в величине получаемых средств и в престижности. В XIX в. классность монастыря стала прежде всего свидетельством его значительности, благолепия и влияния, некоторые монастыри добивались окладов по особым штатам, другие были возведены классом выше без добавочного оклада. Настоятели первоклассных и второклассных монастырей имели сан архимандрита, третьеклассных – игумена. Настоятельницы женских монастырей имели сан игуменьи. Положения о духовных штатах подвергались частичным дополнениям и изменениям. Эти перемены постепенно повышали содержание церковных учреждений, предоставляли им различные дополнительные источники дохода. Так, например, на 1880-е гг. мужские монастыри получали содержание частично по «усиленным новым отпускам», частично по «особым штатам» и лишь частично по установленным прежним штатам.
Ставропигия (греч.: σταυροπηγία, от σταυρός – «крест» и πήγνυμι – «устанавливать, водружать», букв. «крестовоздвижение») – статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчиненными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.
Общежительные монастыри – обители, в которых монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению и разным послушаниям предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица, с настоятелем во главе, не могут ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются насельниками, имеющими полное монашеское посвящение.
Киновия – одно из названий так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получает от монастыря, по распоряжению настоятеля, и, со своей стороны, свой труд предоставляет обязательно на общую потребу. Не только монахи, но и настоятели таких монастырей не могут ничем располагать на правах собственности, их имущество не может быть завещаемо, не подлежит дарению. Настоятели в таких монастырях избираются братией и лишь утверждаются в должности по представлению епархиального архиерея. По сути, киновия – монастырь с более строгим уставом.
О современном состоянии некоторых особо значительных или живописных монастырей даны дополнительные справки[3].