Анна Мишучкова Моя жизнь – мой выбор! Информационная безопасность и аналитическая грамотность

Глава 1. Технологии воздействия масс-медиа на общественное сознание в конце XX в.: от СССР к России (1991 – нач. 2000-х гг.)


Средства массовой информации (СМИ) – это социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.1 Общеизвестно, что СМИ одновременно являются и каналом выражения общественного мнения, и системой его формирования2, хотя этот процесс весьма сложен и противоречив. В монографии «Пресса и общественное мнение» под редакцией В. С. Коробейникова, изданной в 1986 г., имеется утверждение, что «лидирующее положение в качестве источника информации в системе массово-информационных средств принадлежит прессе». Далее автор сообщает: «Комплекс витебских исследований (1976 и 1981 гг.) позволил установить и то обстоятельство, что газеты в настоящее время выступают в качестве наиболее интенсивного проводника информации по вопросам, представляющим предмет формирования общественного мнения.3 Исследователь А.Р. Тузиков утверждает, что «СМИ в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чём думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий»4. В рамках конструкционистского подхода, кандидатом социологических наук И.А. Халий пресса также рассматривается как «агент, включённый в процесс конструирования определённой социальной реальности».5

Периодическая печать периода «перестройки» и 1990-х гг. по множеству параметров является уникальным историческим источником, имеющим очень большое значение для исследователя. Формирование новых тенденций общественной жизни в 1991 – к. 1990-х гг. находило яркое отражение на её страницах. Широкая идеологическая полемика и становящийся фактом политический плюрализм способствовали тому, что многие издания стали трибуной для выражения противоположных позиций6. Но это только вершина «айсберга»: важны и смена приоритетов в освещении событий на определённых этапах реформ, и изменение психологического состояния людей, и даже лексика анализируемых текстов – стиль высказываний и специфика речевых оборотов.

Представители различных гуманитарных наук разных лет, объектом исследования которых являются СМИ, приводят множество целей и функций прессы, характер которых неизменно подтверждает наличие глубоких и многоплановых её связей со всеми сферами жизни общества, а, следовательно, и с общественным сознанием.

Доктор философских наук, профессор Б.А. Грушин ещё в 1979 г. выделил цели средств массовой информации и пропаганды (СМИП) (в функциональном плане). Данные цели, на наш взгляд, объективируют критерии анализа советских СМИП: 1) Информирование: увеличение объёма и изменение состава знаний у аудитории (объекта управления); 2) Воспитание: формирование и изменение интенсивности и направленности определённого типа установок (ценностных ориентаций) у аудитории. 3) Организация поведения: совпадает с прекращением, изменением или инспирированием какого-либо действия представителей аудитории. 4) Создание определённого эмоционально-психологического тонуса (например, снятия напряжения) у представителей аудитории. 5) Коммуникация: совпадает с усилением, поддержанием или, напротив, ослаблением связей между представителями аудитории, на которую рассчитана информация.7

Исследователь СМИ Л.И. Федотова (2003 г.) пишет, что «в модернизационном обществе» имеют место такие функции СМИ, как: 1) обсуждение альтернатив развития; 2) организация общественной экспертизы; 3) адаптация населения к нововведениям.8 Доцент Оренбургского государственного университета Д.Н. Данилов выделяет ещё несколько «ролевых» функций советской печати – в т.ч. «эскапистскую», которая выражает «направление отвлечения от действительности»9.

Одним из значимых показателей эффективности деятельности источника информации является отношение к нему аудитории. Понятие «аудитория СМИ» рассматривается учёными как устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей. Исследователи Ф.И. Шарков и В.И. Баранова в своей статье приводят «типы социальных связей», которые: 1) характеризуют внутреннюю структуру аудитории, включая в себя социально-демографические характеристики, социально-психологические признаки, структуру духовных потребностей и интересов; 2) проявляются по отношению к источникам информации в виде оценок, мнений, предпочтений, ожиданий, требований, связанных с их содержанием и различными качественными признаками информации. «Формирование оценочного отношения связано преимущественно с непосредственной деятельностью источника массовой информации и зависит от соответствия потребностей и ожиданий аудитории возможностям их удовлетворения»,10 – заключают учёные. Но факты, приведённые ими, имеют множество более мелких составляющих, связанных с отбором информации конкретным человеком и критериями её усвоения. Б.А. Грушин приводит «основные этапы (формы) процесса потребления информации»: он выделяет 6 «контактов», в которых показаны психологические, личностные, аналитические, интеллектуальные, операционные и другие особенности этого процесса. Автор отмечает и такую важную черту, как отношение реципиентов к информации, которое поддаётся анализу в терминах удовлетворённости/неудовлетворённости потребителя информацией и его согласия/несогласия с ней. Причём, «наряду с «крайними» формами отношения во внимание должны быть приняты две другие – промежуточная, отмечающая сбалансированное отношение (частичное принятие-непринятие информации), и нейтральная – совпадающая с фактическим отсутствием какого-либо отношения к ней». В этом плане имеются потрясающие закономерности, отмеченные казанским исследователем И.Г. Ясавеевым. Он, опираясь на исследования американских авторов К. Кинник, Д. Кругмана и Г. Камерона, говорит о таких явлениях, как «перенасыщение информацией» и «усталость сострадать». Авторы концепции «усталости сострадать» говорят о существовании порога, за которым насыщение имеет скорее отрицательный, а не нейтральный эффект. Когда сообщения о социальной проблеме достигают пороговой точки насыщения, «они не просто не имеют влияния на аудиторию, они могут оказывать на неё отрицательное влияние». В этом случае аудитория будет пытаться избежать сообщений о ней. Таким образом, исследование убедительно опровергает однозначное представление о том, что чем больше сообщений о той или иной социальной проблеме, тем лучше с точки зрения участия населения в изменении соответствующей ситуации в обществе11. Этот тезис интуитивно проявился в «перестроечной» периодике: нагнетание общественно-политической ситуации приводило к появлению на страницах газет сообщений об экстрасенсах, инопланетянах и гороскопов, что сохранилось и в к. XX в. – эскапистская функция процветала.

«Наиболее полно процесс потребления информации осуществляется в условиях образования ярко выраженного положительного или отрицательного отношения к принятой информации. Сбалансированное и, тем более, нейтральное отношение к содержанию сообщений сопровождается значительно меньшим запоминанием последних».12 – Данный вывод Б.А. Грушина имеет огромную практическую значимость. Очень важным моментом, от которого зависит влияние источника информации на формирование и выражение общественного мнения, являются различия в структуре и характере коммуникатора и аудитории, а также – характер их взаимосвязи. Журналисты использовали в советское время понятие «читательский адрес»: 1) при определении общих стратегических направлений идеологической, политической и пропагандистской деятельности газеты как источника информации; 2) при определении её содержательной, жанрово-тематической структуры, в которой конкретизируются и реализуются принятые редакцией стратегические направления; 3) в литературно-стилистических и социолингвистических характеристиках публикаций; 4) в композиции, графических, изобразительных решениях газетных номеров13.

«Газета активно формирует свой облик с учётом более или менее конкретного читательского адреса, и, следовательно, каждый номер газеты несёт в себе «закодированный» в идеях, текстах, графике образ своего предполагаемого, ожидаемого, искомого читателя, – пишет исследователь В.С. Коробейников. – Объективированный в газетных материалах читательский адрес как социальный феномен является объективно обусловленным способом реализации духовных потребностей определённых классов, слоёв, групп общества, поскольку газета и создаётся, и существует именно как средство становления и реализации… самосознания»14. Д.и.н., профессор Д.А. Сафонов отмечает: «Полная монополия на информацию имеет свои положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, благодаря этому любое издание будет воздействовать на читателя в определённом, заранее заданном направлении, но с другой – отсутствие конкуренции лишает издание стимула улучшаться, искать новые формы подачи материала, завоёвывания новых читателей»15.

Исследовательница советской периодической печати А.М. Панфилова большое значение придавала редакционной почте, которая «позволяет определить мнение, отношение, разнообразные запросы и требования читателей к газете или журналу, понять истоки тех или иных тем в периодическом органе». «Письма дают возможность осветить взаимовлияние, взаимодействие печати и читателя, – верно подмечает А. Панфилова. – Периодическая печать, освещая действительную жизнь, оказывает глубокое идейное, эстетическое и эмоциональное влияние на читателя. Читатель, в свою очередь, оказывает большое влияние на печать, обогащает её своим опытом, знаниями, восприятием, «живой жизнью»16.

Историк Д.Х. Ибрагимова пишет, что «сопоставление основных данных, полученных на основе анализа содержания читательских корреспонденций с данными других источников, позволяет заключить, что письма являются содержательно репрезентативным (т.е. качественно представительным) для исторического исследования массового сознания источником»17.

Смена восприятия «перестройки» и нового демократического общества в 1990-е гг. Дважды была видна тенденция, когда вера граждан и их и оптимистические ожидания сменяются нарастающими негативными эмоциями, недоумением, апатией, «усталостью» и даже отчаянием – в 1991 г. 18 и в 1999 г., когда граждане тяжело переживали последствия дефолта 1998 г. и их материальный уровень заметно снизился; усугубляла ситуацию начавшаяся вторая Чеченская кампания (август 1999 г.: захват террористами населённых пунктов Дагестана Карамахи и Чабанмахи), состояние неопределённости в плане дальнейшего развития страны. Возникновению подобных проявлений способствовало отсутствие конкретных действий власти всех уровней в плане ощутимого улучшения условий жизни.

Всплеск позитивных проявлений в оценке гражданами ситуации, возникновений надежд на её улучшение имел место в конце 1999 г. – нач. 2000-х, когда главой государства стал В.В. Путин, и для рядового оренбуржца, например, жителя села или мигранта из бывшей республики СССР, стали заметны улучшения ситуации в социально-экономической сфере. Данные факты повлекли за собой и своеобразие взаимодействия человека и прессы: как в преподнесении материала корреспондентами газет, восприятии его читателями, так и всех «граней» «обратной связи». Концепция свободы слова выводила на передний план открытые, широкие по размаху и глубокие по смыслу дискуссии, социологические опросы, анкетирования, «прямые линии» на страницах периодики. Пресса начинает трансформироваться в сторону своего свободного и независимого развития, появилось огромного количество коммерческой рекламы и проплаченных публикаций. На основе изучения алгоритмов исследования прессы, приведённых в монографиях учёных, мы убедились в наличии манипулятивной составляющей, которая значительно возросла в годы «свободной» прессы – 1990-е и 2000-е гг., но, в отличии от «перестроечных» лет, её ракурс сменился с общественно-политического на экономический, коммерчески-ориентированный.


Глава 2. Особенности влияния масс-медиа и сети Интернет на общественное сознание в конце XX – нач. XXI вв.: способы манипуляции и противодействие им


Информационно-психологическое воздействие, производимое на граждан России через СМИ и СМК – серьёзная проблема для современного общества. В данном параграфе мы проведём обзор исследований о методах работы и покажем спектр манипулятивных методик подачи информации современными СМИ. Манипулятивные техники, взятые из психологической науки и психотерапии, несут опасность благоприятному психологическому состоянию граждан. Неверные трактовки информации социально-политического и экономического характера побуждают к выбору гражданами ложных решений и поспешным выводам, а, в конечном итоге – угрожают стабильному и прогрессивному развитию страны. В параграфе мы систематизируем манипулятивные методики, предложим аналитическую модель для работы с источниками.

В информационном обществе начала XXI века существует более широкая перспектива для манипуляции массами, в качестве информационного оружия «массового поражения» выступают именно СМИ. Свободная циркуляция информации (и позитивной, и негативной) через деятельность СМИ представляет собой один из основных политических и социальных идеалов современного демократического общества. Политическое сознание и поведение людей находятся в полной зависимости от информационного поля, создаваемого СМИ, придавая общественному мнению массовость. 19 СМИ обладают совершенно разными возможностями как по доведению информации, так и по эффективности перепрограммирования. Следовательно, оценивая то или иное СМИ, необходимо учитывать не только его возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого самого населения. СМИ уже не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению. Не случайно СМИ называют «четвертая власть», так как они захватили информационное поле.

В средствах массовой коммуникации, в источниках печатных и электронных СМИ, таких, как интернет, группы в социальных сетях, щитовая и таргетированная реклама, популярные направления музыки, видеоролики, пресса, телевидение, кинематограф, радиопередачи с каждым годом увеличивается поток и совершенствуются методы психологической манипуляции сознанием потребителя информации. Особенно заметны манипулятивные технологии в рамках информационного сервиса, что характерно для рыночной экономики России после недавнего её становления. Понятие «информационный сервис» 20 представляет собой вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг информационного характера.

В России есть своя специфика развития и трансформации данного феномена: методы психологического воздействия на сознание общества, апробированные при построении впервые в мировой истории социалистического общества, монополизированные и унифицированные КПСС в течение семидесяти лет XX века, в эпоху постсоветской России, дополнились методиками информационно-психологического воздействия, активно развивающимися в капиталистических странах Запада, с резким взаимным усилением с момента разрушения «железного занавеса». Особенности современного этапа функционирования СМИ – в использовании манипуляторами капиталистического склада в свою угоду образа мышления россиян, привыкших доверять монополизированным государством в годы советской власти СМИ. После распада СССР граждане попали под воздействие спектра западных манипулятивных технологий, так как были утрачены мировоззренческие основы общества, а новые – в процессе разработки до настоящего времени.

Граждане ориентировочно до 1975 года рождения, становление личности которых происходило в советский период, воспринимали социалистические ценности, объединенные целями советской пропаганды и транслируемые государственными институтами. С приходом капитализма люди были вынуждены трансформировать своё мировоззрение, адаптируя его под новые жизненные ориентиры. По нашему мнению, у большей части поколения 1930-х – 1960-х годов рождения это получается до сих пор с трудом. Безусловно, есть категория граждан, с относительной лёгкостью приспособившаяся к реалиям капиталистического мировоззрения, рыночной экономики и демократического плюрализма позиций. Но диссонанс и дезориентация большинства взрослых людей была очевидна в 1990-е и 2000-е годы, а скрытые процессы мировоззренческой трансформации наличествуют до сих пор и опосредованно экстраполируются и на более молодое поколение, воспитанное родителями 1950-х – 1960-х гг. рождения. Этому феномену не следует давать контрастных оценок – это факт, с которым необходимо считаться, изучая многоаспектный вопрос манипуляций общественным сознанием российского социума.

С позиции исследователя А.В. Костиной через СМИ, как субъект массовой культуры, происходит идентификация отдельной личности с группой или массой. Следовательно, сознание потребителя информации предстаёт предельно детерминированным и клишированным, т.к. многократному воспроизведению подвергается как восприятие, так и предмет массовой культуры. Коллективное восприятие отличается от индивидуального тенденциозностью и нивелированностью.21 Следовательно, СМИ способствуют усреднённости общественного мнения. Необходимо проанализировать особенности исследований методологического и источниковедческого характера о периодике, начиная с изучения советской историографии проблемы.

В современных условиях становления гражданского общества средства массовой информации ставят под угрозу информационно-психологическую безопасность личности, воздействуя на психику человека с помощью различных техник и технологий. Происходит конструирование различных мифов и закладывание ложных знаний; «упрощение проблемы» – в подаче информации таким образом, что объект манипуляции воспринимает ее как находящуюся вне области его знания и понимания; «фрагментарность» – в информировании объектов манипуляции отдельными сжатыми сводками о крупномасштабных событиях; «выбор без выбора» представляет выбор только между вариантами, устраивающими манипулятора.

Исследователь-политолог О.Н. Пирущий выяснил, что телевидение как средство политической манипуляции чаще всего использует такие техники и технологии, как «повторение» и «нейролингвистическое программирование» (НЛП). Первая из них воздействует на подсознание ежедневным информированием об одной и той же теме, что «заставляет» объект манипуляции игнорировать другие, более значимые события. НЛП, используя интонационное выделение отдельных слов в тексте, создает «скрытое сообщение» и «скрытую команду».22

Западная историография активно занимается вопросами манипуляций сознанием в масс-медиа. Использование концепции «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойманна дало возможность проанализировать процесс изменения мнения, суждения, убеждений человека под воздействием других людей, в том числе во время предвыборных кампаний. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера была положена в основу изучения влияния манипулятивных технологий на политические установки и стереотипы. Теория медиа-зависимости С. Болл-Рокич и М. Де Флюэра применялась при изучении средств массовой информации как средства политической манипуляции в условиях трансформации или нестабильности общества.23

На примерах советской и российской историографии изучения СМИ, проанализированной в предыдущем параграфе, можем отметить его высокий уровень и понимание рычагов воздействия на аудиторию. Можно представить, насколько расширилась и углубилась эта методология с проникновением в страну западных наработок, грубо вторгшихся в «питательную почву» 1990-х.

Наибольшей эффективности использование технологий политического манипулирования достигает во время обострения неудовлетворенности людей (стадия фрустрации). В связи с угрожающим для гармоничного развития страны и благополучия её граждан положением в современном информационном обществе 9 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». В третьем её параграфе отмечены «основные принципы», среди которых: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.24

Информационная война и атака присущих российскому обществу ценностей идёт и на более тонком, психологическом уровне – каждый гражданин России сталкивается с её проявлениями в повседневной жизни. У специалистов по нейролингвистическому программированию и недирективному гипнозу в арсенале есть масса методов, как воздействовать на сознание и подсознание человека с целью манипуляции. Данные техники используются в рекламе, политике, PR-технологиях, деятельности религиозных сект, и мы, проанализировав и систематизировав, приведём некоторые из них.

Одним из известных исследователей манипулятивных технологий в России является В. П. Шейнов – профессор, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского госуниверситета (г. Минск). В. П. Шейнов является автором более 250 научных работ и более 40 книг по актуальным вопросам и проблемам социологии и психологии управления, конфликтологии, теоретической и прикладной математики.25 В бестселлере «Психология влияния» автор констатирует, что скрытое управление включает в себя пять этапов: 1) Сбор информации об адресате (обнаружение индивидуальных особенностей – как ведут себя визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы и люди, принадлежащие к одному из типов по К. Юнгу – эмоциональный, аналитический, ощущающий, интуитивный. 2) Обнаружение мишеней воздействия и приманок – таких как: любовь к «халяве», неточность в высказываниях, подверженность влиянию установок, внушаемость, любопытство, несовершенство психических механизмов, зависть, отсутствие морального стержня, невежество, азартность, суеверность, любовь к подношениям, неспособность постоять за себя, медлительность, жалостливость, глупость, неуверенность в себе, чувство вины, хвастовство. Приманки: захват воображения, уход от привычного, неожиданный поворот, обнаружение уязвимого места, интерес к личности, интересы собеседника, обещания, отступление от канона и других. 3) Аттракция – «притяжение» одного человека к другому, привлечение, удержание внимания, интерес, расположение и уважение партнёра (комплименты, эмпатия, эффективные приёмы слушания, «отзеркаливание», улыбка, визуальный контакт. 4) Понуждение адресата к действию (приёмы внушения, гипноз, НЛП, манипулирование информацией, психологическая «догрузка» смыслом (подмена понятий, ложная аналогия, расширенные обобщения, замещение субъекта действия, неявные допущения и др.), уловки – позволительные, непозволительные, психологические; риторические методы. 5) На данном этапе происходит выигрыш инициатора воздействия – совершение сделки, заключение кредитного договора, вступление в какое-либо сообщество и т.д.26

В связи с развитием глобальной сети интернет львиная доля товаров и услуг ныне доступна для приобретения с помощью одного-двух кликов из любой удобной точки мира. Следовательно, манипулятивные методики используются в «продающих» текстах на сайтах. Известный психолог из Санкт-Петербурга Е.В. Якушев в статье «Восемь убийственных техник внушения в копирайтинге» на доступных примерах разъясняет методики использования скрытого внушения в политике, бизнесе, журналистике, пиаре, рекламе, бизнесе.


Глава 3. Манипулятивные техники, используемые в масс-медиа (классификации Е.В. Якушева и С.А. Зелинского)

Известный психолог из Санкт-Петербурга Е.В. Якушев в статье «Восемь убийственных техник внушения в копирайтинге» на доступных примерах разъясняет методики использования скрытого внушения в политике, бизнесе, журналистике, пиаре, рекламе, бизнесе – недирективного эриксоновского гипноза, возникшего в конце 60-х гг. XX в. «Если при классическом (директивном) гипнозе психотерапевт стремился ввести своего пациента в состояние транса при помощи прямых команд, типа: «…сейчас ваши глаза закрываются, вы чувствуете расслабление, – отмечает автор, – то новая методика внушения образно выражается фразой: «я не знаю, какой именно глаз захочет закрыться первым, правый или левый, а может и какой-нибудь другой…»27

Психологические техники скрытого внушения, применяемые для составления рекламно-информационных материалов, схожи с устными техниками, но имеют и свои особенности, способные «зацепить» внимание клиента и не отпускать его, пока он не нажмёт заветную кнопку «заказать». 1) Правило «четырёх (трёх) ДА»: предлагая по очереди три очевидных утверждения, с которыми человек априори согласен, подводят объект воздействия к принятию и четвертого. Эта техника отлично работает для завязки рекламного «события». 2) «Очевидное предположение»: в первой части манипулятивного высказывания специалисты представляют решение уже принятым к действию – чтобы произвести скрытое внушение нужно отвлечь сознание человека на чем-нибудь менее важном для него и произвести незаметную для сознания команду, а во второй части привлекательно обставляют выгоды, которые получит человек, уже практически без фильтров пропустивший скрытое внушение. 3) Использование фраз-связок «поэтому», «следовательно», «поскольку», «потому что», «отсюда следует», «чем… – тем» и других, которые визуально и для восприятия делают якобы логичным и убедительным даже текст, в котором нарушаются все законы причины и следствия. Главное, чтобы с какой-то частью предложения человек согласился. И уже не важно, насколько логичными будут дальнейшие выводы предложения. Этот прием работает безотказно. 4) Популярный в маркетинге приём «Выбор без выбора» бывает двух видов – когда предлагается два варианта действия объекта (один выгодный манипулятору и удобный, а другой – совершенно невыгодный и абсурдный), либо когда предлагается 3 – 4 адекватных варианта, любой из которых отвечает целям манипулятора, – человек в обоих случаях получает иллюзию выбора и пытается выбрать наиболее подходящий для него вариант. 5) Использование лексем «ясно, очевидно, понятно» в нужном месте текста придает ощущение убедительности смыслу сказанного или написанного (даже если текст не логичен). 6) «Техника тройной спирали» – прерывание действия во время беседы или написания текста в наиболее напряженный или кульминационный момент. Человек пытается узнать дальнейшее развитие сюжета или развязку и вынужден читать текст до конца. Такой техникой очень любят пользоваться пиарщики, когда пишут свои пресс-релизы о каком-либо предстоящем событии. 7) Техника «количество повторений»: основные тезисы следует повторять более чем три раза, меняя при этом конструкции фраз, тогда мысль или нужный манипулятору вывод эффективнее и в нужном смысловом формате зафиксируется в голове объекта воздействия. Перед повторением смысла послания ставится фраза-связка «иначе говоря», «следовательно», «под этим я имею в виду» и т.п. 8) «Прямая команда» – фраза, побуждающая к действию в конце манипулятивного текста, заявления – «закажи прямо сейчас», «позвони по номеру» и подобные. Успешные копирайтеры и маркетологи знают, что такой прием отлично зарекомендовал себя в устных и письменных продающих текстах, в психологии показанный прием называется постгипнотическим внушением.

В статье «Самые эффективные способы промывки мозгов» психолог Е.В. Якушев показывает методики и приёмы, которые с опорой на психокомплексы личности могут заставить человека принять определенную точку зрения.28 «Вы можете быть на сто процентов уверены, что сами приняли решение, а между тем вы стали жертвой весьма тонкой манипуляции вашим сознанием. Этими способами часто пользуются психологи, бизнесмены, политики, и, если вы не хотите стать марионеткой в их руках, вам необходимо о них знать», – констатирует исследователь. 1) Прием «использование логики» состоит в том, что каждое высказывание или просьба подаются аргументированно, что побуждает человека принять нужное решение. 2) «Подражание» – если ваши слова повторяют, значит, оппонент внимательно вас слушал, и вы ему небезразличны. 3) Максимализм – манипулятор описывает ситуацию исключительно в черно-белых тонах, оперируя понятиями «хорошо» или «плохо», «друг – враг» без различных допущений или полутонов. 4) Страх. Прием состоит в том, чтобы заставить людей поверить, что они в опасности и только манипулятор (или группа манипуляторов) могут обеспечить их безопасность. 5) «Образ врага» – наличие общего врага сплачивает людей, «враг моего врага – мой друг». 6) Изоляция. Изолировав индивида от внешнего мира или ограничив ему доступ к информации, можно заставить его вести себя соответствующим образом, вести в отношении него нужную пропаганду (используется в сектах, тоталитарных странах и т.д.). 7) Прием «дозировка информации» – информация «поставляется» в скудных количествах, небольшими порциями, а объекты воздействия сами сделают нужные выводы и «доскажут» все за манипулятора, придав его туманным выражениям вполне конкретный смысл, считая их истиной в последней инстанции. 8) «Ложный выбор»: задача манипулятора – заставить людей думать, что у них есть выбор – допустим, признаться в чем-то или, напротив, не признаваться… Хотя на самом деле все варианты могут давать один и тот же результат.29 Можно отметить, что все эти приёмы используются в политических кампаниях, в маркетинге, в сектах и приносят нужные результаты манипуляторам, в проигрыше остаются лишь те наивные граждане, не сумевшие подвергнуть внутреннему анализу и критике поступающую информацию. Алгоритмы схожи с правовым полем: при незнании закона человек не освобождается от ответственности – также и здесь ответственность за свой выбор (покупать, вступать, голосовать, верить и т.д.) несём лишь мы сами. Ведь умысел манипулятора жертва доказать не сможет.

Для анализа техник информационно-психологического воздействия полезна статья «Методы манипулирования посредством СМИ», в которой систематизированы итоги научных исследований учёного С. А. Зелинского, представленные в монографии «Манипуляции массами и психоанализ».30 По утверждению автора, «в современном обществе манипуляция массами с помощью средств массовой информации оказываются наиболее действенными по суггестивным воздействиям на аудиторию. Всеохватываемость территории воздействия и историческая предрасположенность к вере средствам массовой информации, пришедшая к нам из советского прошлого, а к лицам, родившимся позже – филогенетическим путем» – таковы основные факторы эффективности манипуляций в СМИ всех видов.

1. Принцип первоочередности – наша психика принимает первичную информацию как истинную: сразу понять ее противоречивый характер невозможно, а позже достаточно трудно изменить сформировавшееся мнение.

Принцип успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым: а) формируя у избирателей негативное мнение о нем; б) заставляя оправдываться.

2. Находятся якобы «Очевидцы» событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную. Воздействие происходит на бессознательное индивида, вызывая в нем накал чувств и эмоций, в результате которых цензура психики ослаблена и способна пропустить информацию.

3. «Образ врага»: путем искусственного создания угрозы вызывается необходимость исполнения приказов, продиктованная собственной безопасностью индивидов, попутно также формируется положительный имидж манипулирующей стороны, любые действия которой бессознательно интерпретируются жертвой как «забота» о ней.

4. «Смещение акцентов» в подаваемом аудитории материале, когда что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а наиболее явно высвечивается необходимое им.

5. При совершении каких-либо действий покупательного или подражательного характера индивиды ориентируются на т. н. «лидеров мнений»

Загрузка...