3. Предшественники резервных войск

Многие части резервной пехоты формирования 1878 г. ведут свою историю от частей гарнизонных войск. Гарнизонные войска предназначались исключительно для внутренней службы в городах и крепостях в мирное время, а в военное время исполняли роль крепостных, резервных и запасных войск. Впервые гарнизонные войска сформированы в России Петром Великим в 1702 г. из городовых стрельцов, солдат, рейтаров и из неспособных к полевой службе людей новых регулярных полков. Задачи гарнизонных войск кроме гарнизонной службы были следующие: подготовка рекрутов для полевых войск, в военное время несение тыловой службы и усиление полевых войск. В 1720 г. гарнизонные войска насчитывали более 50 полков пехотных и более 4 драгунских. В 1764 г. пехотные гарнизонные полки разделены были на отдельные батальоны (84), а драгунские гарнизонные – обращены в полевые. Гарнизонные части пополнялись преимущественно из армии личным составом неспособным к службе в полевых войсках. При гарнизонных частях существовали военные школы для солдатских детей, которые давали армии унтер-офицеров, сержантов, писарей.

В 1811 г., вследствие постоянной нужды в пополнении для регулярных войск, гарнизонные войска подверглись коренному переформированию – 62 гарнизонных батальона были упразднены и обращены на формирование новых 11 пехотных полков. Прежние гарнизонные полки и батальоны сохранены были лишь на Оренбургской линии, на Кавказе и в Сибири, состоя в распоряжении военного начальства в пограничных районах. Впоследствии они отчасти были переименованы в линейные батальоны, отчасти переформированы в местные войска. Остальные гарнизонные части сформировали 40 внутренних гарнизонных двухротных полубатальонов, в состав которых вошли также и губернские роты. С присоединением третьих гарнизонных губернских рот, созданных из инвалидных команд, постепенно преобразованы во внутренние губернские батальоны 3-ротного состава. Эти части были переданы из Военного ведомства в состав Министерства внутренних дел. 3 июля 1811 г. они образовали Внутреннею стражу. Интересно отметить, что Внутренняя стража получила окружное управление на полстолетия раннее армии. Первоначально Внутренняя стража имела 8 округов, затем их число достигло 12. В главе каждого округа стоял окружной генерал. Округа, в свою очередь, разделялись на бригады, а последние на губернские батальоны. В 1815 г. губернские батальоны переименованы в гарнизонные. К концу царствования императора Александра I войска внутренней стражи находились уже почти во всех городах России. В 1816 г. Внутренняя стража переименована в Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС).

Корпус Внутренней стражи по замыслу правительства должен был комплектоваться заслуженными воинскими чинами. На деле он превратился в место ссылки, куда переводили людей ни к чему не способных, штрафованных, пойманных из бегов. Офицерами корпус комплектовался следующим образом: 1) переводом из армии по болезням и неспособности к полевой службе; 2) зачислением из отставки; 3) выпуском из военно-учебных заведений «по тупости в науке»; 4) производством в офицеры по облегченной программе. К началу восточной войны внутренняя стража состояла из 52 гарнизонных батальонов и 2 полубатальонов, 564 инвалидных, 296 этапных и 5 соляных команд – всего, по штатам, 145 000 человек. По окончании восточной войны 1853—1856 гг. обращено было внимание на сокращение состава внутренней стражи, не имевшей боевого значения, а между тем сильно отягощавшей государственный бюджет. К 1862 г. численность внутренней стражи сокращена на 15 000 человек. 6 августа 1864 г. отдельный корпус внутренней стражи упразднен, и для внутренней службы сформированы местные войска. Собственно упразднен был только штаб ОКВС, а подчиненные ему батальоны и команды остались на службе в реорганизованном виде. В соответствии с утвержденным императором 6 августа 1864 г. «Положением об управлении местными войсками» (объявлено приказом военного министра № 241 от 15 августа) последние подразделялись на: резервные войска («составляющие кадры для приема, обмундирования и обучения рекрут, для передачи их в полевые войска, и в особенности для укомплектования армии во время войны»), крепостные полки, батальоны и команды, губернские батальоны и уездные команды («содержимые для исполнения гарнизонной службы в городах и охранения внутреннего спокойствия и порядка»), этапные команды (для конвоирования пересыльных), крепостную и гарнизонную артиллерию, военно-арестантские и госпитальные роты.

Местными формированиями руководил начальник местных войск округа с правами командира дивизии, в каждой губернии назначался губернский воинский начальник с правами командира полка. Начальник местных войск округа подчинялся непосредственно командующему войсками. Руководство он осуществлял через штаб местных войск, губернских воинских начальников (которым подчинялись губернские батальоны) и их канцелярии.

Пополнение местных войск шло за счет неспособных к полевой службе, но способных к нестроевой службе, в случае их нехватки допускалось переводить физически здоровых солдат, но не ранее трех лет службы. Запрещено было переводить штрафованных нижних чинов. С переходом от рекрутских наборов к всесословной воинской повинности в 1874 г. состав формирований местных войск значительно изменился в лучшую сторону. В них стали поступать и новобранцы, обучением и воспитанием которых занимались сами местные войска. Также изменилось управление местными войсками, оно стало включать три инстанции: начальник местных войск округа (права начальника корпуса), губернский воинский начальник (с правами начальника дивизии) и уездный воинский начальник (с правами командира полка). Последний являлся командиром местных команд уезда, он же ведал учетом и призывом новобранцев и запасников и другими мобилизационными вопросами. Губернские батальоны и уездные команды с 1874 г. стали именоваться местными и получили новую организацию. К 1877 г. внутреннюю службу несли 71 батальон и 605 команд различного назначения.

Задача укрепления армии при отсутствии необходимого финансирования привела к сокращению местных войск. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. 46 местных батальонов переформированы в резервные. Местные войска предназначались для несения внутренней (караульной и конвойной) службы. По своим функциям местные войска разделялись на несколько видов. Местные батальоны несли гарнизонную службу в отдаленных местностях и городах России. Местные команды (постоянные или временные) несли караульную и конвойную службу в уездных городах. Конвойные команды предназначались для конвоирования арестантов. В 1881 г. местные войска составляли 17 батальонов и 686 местных команд, общей численностью 93 173 человека. Постепенно и их переформировали в крепостные и резервные батальоны. Реорганизована была и структура управления местных войск: ликвидированы должности начальников местных войск в военных округах и губернских воинских начальников, вместо них введены начальники бригад – учреждены 22 местные бригады. Эти меры позволили высвободить 542 офицера и 32 600 нижних чинов. Задача подготовки пополнений для армии была снята с местных войск.

20 января 1886 г. учреждена конвойная стража на нее были возложены следующие задачи: сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком по территории Европейской России и по главному ссыльному тракту в Сибири; сопровождение арестантов Гражданского ведомства на работы и в присутственные места, охрана тюрем и подавление беспорядков в местах заключения. Конвойная стража находилась в подчинении начальников местных войск.

Таким образом, к 1893 г. местные войска состояли из: 1) конвойных команд и 2) местных команд, содержимых для отправления внутренней караульной службы в тех городах и урочищах, где нет ни полевых, ни резервных войск. Всего их по штату 1893 г. положено 155, числом от 25 до 500 человек.

Загрузка...