Наша жизнь – это как одна большая компьютерная программа, работу которой обеспечивают маленькие, записанные в ней. И каждая отдельная программа может работать как независимо, так и в совокупности с другими. Но иногда между этими программами происходит конфликт, и тогда главная зависает и перестает нормально функционировать. Точно так же и в нас сотни программ обеспечивают работу нашей системы, тела и разума. В зависимости от их набора, формируются эмоции, поведение и жизненный сценарий. Есть несколько типов программ, влияющих на нашу жизнь:
1. Родовые программы – это генетический код, переданный нам от наших предков. Часто такие программы выходят на первый план, и человек проживает судьбу кого-то из рода, бабушки или прапрабабушки, сам этого не осознавая. Родовые программы могут быть ярко выраженными, и тогда человек может четко ощущать, что живет не своей судьбой. И неярко выраженные, это небольшие ограничивающие убеждения, которые не дают человеку развиваться в каком-то конкретном контексте. На них могут указывать такие фразы как «В нашем роду не принято…».
Чтобы родовые программы не влияли на судьбу человека, их нужно закрыть. Можно сделать медитацию на очищение и восстановление рода. Кто-то предпочитает их прорабатывать с помощью расстановок, а кто-то молитвами. Ниже я расскажу об одном из способов проработки родовых программ.
2. Социальные программы – это программы общества, в котором мы родились, воспитывались и живем. Большинство людей проживают именно навязанные социальные программы, живя не своей жизнью, а убеждениями и правилами тех, кто их воспитывал или был значим в их жизни. Точнее сказать, когда-то он принял не свои убеждения за истину, и даже во взрослой жизни они продолжают его ограничивать. Примером может быть, когда родители постоянно критикуют ребенка, программа остается и во взрослой жизни, тогда человеку сложно решиться, а иногда и вовсе невозможно принять какое-то решение, отступить от стереотипов, сделать не так, как принято, а так, как хочется.
Чтобы освободиться от социальных программ и увидеть себя настоящего, требуется немалая работа с убеждениями, страхами и ценностями. Чаще всего социальные программы тянутся из детства от родителей и близких нам людей, поэтому они иногда тесно связаны с родовыми программами.
Именно с социальными программами работают психологи и психотерапевты в осознанном возрасте. Порой человек сам замечает, какие жизненные установки мешают ему двигаться, от каких убеждений ему тяжело избавиться. В этой книге я затрону тему социальных убеждений, а особенно тех, которые тянутся с детства, и расскажу про систему ценностей, к которой ведут эти убеждения.
Если у вас уже есть опыт проработки себя самостоятельно, с психологом или коучем, ваш мозг быстро сравнит и проанализирует информацию, полученную вами в этой книге, и автоматически избавится от половины негативных убеждений.
Если же у вас большой опыт работы над собой, вы легко отшлифуете уже отработанные убеждения и легко перейдете на другую систему ценностей, на новый уровень.
Для тех, у кого нет опыта работы над собой, вы запустите и настроите свое сознание на новую частоту восприятия – и это прекрасно. И чем больше вопросов у вас будет появляться, тем лучше, ответы вы обязательно найдете, так устроен наш мозг.
3. Врожденные или собственные программы. Это те программы, с которыми человек (его душа) приходит в этот мир, и цель не только прожить эти программы, но и осознать их. Это как раз те программы, о которых вам может рассказать астронумеролог или вы сами можете их чувствовать. Врожденные программы можно разделить на две категории – неотработанные и цельные.
Неотработанные – многие еще называют их кармой, кармические программы, это программы, смысл которых в том, чтобы что-то осознать, они будут влиять на вашу жизнь до того момента, пока не будут осознаны. Эзотерики называют их уроками из прошлой жизни, которые человек не прошел. Психологи же обязательно найдут корень этих программ в вашем детстве или перинатальном периоде. Совершенно неважно, откуда они взялись, важно лишь то, что их нужно осознать и освободиться от них, а с некоторыми научиться жить в ладу, пока они не закрыты. Так как это кармические программы, они часто влияют на жизнь человека не самым лучшим образом, доставляя проблемы и неудобства, но это только до того момента пока вы их не понимаете.
В этой книге мы начнем рассматривать эти программы, я дам вам понимание матрицы и ее влияния на судьбу. Если вам захочется углубиться в тему матрицы и матричных программ, этому посвящена моя вторая книга судьбалогии.
Помните: осознав цель программы, нужно просто понять, к каким ценностям она вас ведет, а после осознания этих ценностей, в программе больше не будет смысла.
Цельные программы – миссия предназначения жизни. Я бы назвала это программой идеального жизненного пути. Выполняя эти программы, человек проживает свою собственную судьбу, созидая, имея смысл, и счастливую жизнь. Это цель, с которой душа пришла в данное воплощение, она может быть личная или социальная или та и другая. Это тот опыт, который необходимо получить душе в этом воплощении. И если человек не сопротивляется, то легко идет по жизни без сложных преград и боли.
Осваивая эти программы, человек выполняет свою цель, с которой пришла его душа, а значит, становится целостным, гармоничным, счастливым.
Каждой врожденной программе соответствует свой матричный код, по которому можно узнать, не только с какой программой вы пришли в эту жизнь, но и какие программы вам еще откроются в данном воплощении. Это не прямое будущее, это больше похоже на финиш, путь к которому вы можете выбрать сами. Обо всех ваших программах, с которыми вы пришли или вам предстоит встретиться, может рассказать матрица.
Матрица – это совокупность всех возможных программ, которые могут влиять на жизнь человека. Если вы обратитесь в интернет, вы найдете там объяснение каждому коду матрицы. Каждая программа имеет свой номер, в некоторых трактовках вместо номера можно встретить изображение карты, подобно картам из игральной колоды, например, червовый король или тройка пик. Всего 52 программы, как 52 карты в колоде. Каждая карта – номер, соответствующий определенной программе с заложенным в нее сценарием. Но мои исследования показали то, о чем рассказывает каждый матричный код, он дополняется еще некоторыми факторами, очень влияющими на программу, заложенную в коде. Об этом я подробно рассказываю во второй книге, посвященной матрице и ее программам.
Определить свой номер в матрице и сценарий, с которым вы пришли в эту жизнь, можно по дате рождения. В течение жизни человек может пройти несколько программ, одна сменяет другую, как один сценарий сменяет другой.
Сценарий – это не неизменная данность, на которую нельзя влиять, это набор характеристик, как положительных, так и отрицательных, набор ситуаций, которые могут проявиться в жизни, в зависимости от уровня осознанности и совокупности программ.
Несмотря на влияние программ на жизнь и судьбу человека, у каждого из нас уже сейчас есть все для того, чтобы быть счастливым, богатым, свободным, это просто нужно увидеть и принять в свою жизнь.
Научившись понимать свои и чужие границы, определять свои и не нарушать чужие, происходит расширение собственных, что позволяет жить полной жизнью.
Умение разбираться в чувствах и эмоциях, работать с ними, проживать их, не блокируя, дает нам здоровье эмоциональное и физическое. Именно на подавленные и непрожитые чувства и эмоции тело реагирует болезнями, а окружающий мир проблемами и неприятностями.
Понимание этого и работа со своими программами, проработка их дает свободу. Умение видеть подсказки, развивая эмпатию и чувствительность, открывает скрытый потенциал и дары, заложенные в нас Вселенной. Прорабатывая страхи, мы учимся жить в гармонии с собой и миром.
Это все взаимосвязано. Казалось бы, на первый взгляд, совершенно несовместимые науки, психология и нумерология, гармоничны и дополняют друг друга.
Иногда, проходя свой жизненный путь, мы начинаем ощущать, что идем вовсе не по нему. И если мы начинаем копаться в этом глубоко, то можем обнаружить, что проживаем судьбу или эмоции кого-либо из своего рода. Как же такое может быть?
Влияние нашего рода – это не только наши родители, но и все, кто стоит за ними. Многие из наших проблем и трудностей связаны с травмами, перенесёнными кем-то из нашего рода в прошлом.
К подобным травмам относят следующее: убийство, самоубийство, ранняя смерть, насилие, иммиграция, потеря имущества, разрыв семейных отношений, исключённые представители рода и многое другое.
Родовые травмы (программы) могут являться причиной многих проблем: плохое здоровье, бесплодие, не та работа, трудные семейные отношения, одиночество, несчастные случаи, страхи и фобии, жизненный застой и так далее.
К роду относятся как ныне живущие люди, так и умершие/ нерождённые. Независимо от того, знаем мы о них, о самом факте их существования или нет.
Наш род – это: биологические родители, братья и сестры, родные и сродные (живые, умершие, нерождённые, аборт, выкидыш). А также: сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги, дети (живые, умершие, нерождённые, усыновлённые или отданные на усыновление), кровные родственники, дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки. Еще к роду относятся люди, которые связаны с нами или другими членами рода «отношениями жизни и смерти», например, тот, кто спас в угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни; тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь материально; тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др. Так или иначе эти люди влияли на судьбу нашего рода.
Есть очень распространённые сценарии проживания не своей судьбы, это повторяющийся негативный сценарий какого-либо представителя рода.
Например: женщина, не получившая в детстве любви отца, невольно будет видеть его (отца) в своём муже и требовать от партнёра того, что не дал ей отец, тем самым не видя в муже мужчину. Что негативно повлияет на их отношения.
Наши болезни – могут говорить нам о том, что искупается чья-то вина. Например, причиной шизофрении может служить убийство, имевшее место в роду несколько поколений назад. Потомок, несущий в себе одновременно динамику и убитого, и убийцы, своей болезнью призывает членов системы посмотреть на это событие. Особенно если это событие было скрыто.
Страхи – например, муж прабабушки погиб на войне. У нее возник страх потерять близкого человека, и тянется он на несколько поколений. Отсюда подсознательное нежелание у женщин рода выходить замуж, чтобы не пережить боль потери или вступить в отношения с нелюбимым человеком, чтобы не жалко было потерять.
Денежные проблемы также могут тянуться из прошлого, например, кто-то в роду был раскулачен или убит из-за денег. Подобный страх очень часто обнаруживается, как страх что-то иметь. Ведь тогда жизнь может быть в опасности.
Родовая энергия – очень мощная сила. Она поддерживает наш род, даже если мы ее не замечаем. Это генетическая память событий рода, страхов и непрожитых эмоций. Влияние этой силы и энергии на нас напрямую зависит от того, насколько принимаем мы или не принимаем свой род и каждого отдельного его представителя. Род может дать нам не только силу и знания, но и все необходимые ресурсы для нашей жизни.
Родовые программы, которые заложены в нас, могут быть как негативными, так и позитивными, дающими нам энергию и знания.
Негативные программы нужно отработать, пройти и прожить за того человека в роду, которому не хватило сил, физических или эмоциональных, или воли пережить сложную и болезненную ситуацию. Которая записалась в подсознании как боль и страх и именно в таком контексте генетически передается дальше по роду.
Позитивные программы дают нам навыки, знания и опыт предков. Знания и навыки, как инструменты, которые могут быть нам полезны.
Другими словами, эта негативная установка, передающаяся из поколения в поколение. И если когда-то именно эта реакция была оправдана и помогла человеку выжить, то сейчас в ней уже нет надобности, но она до сих пор срабатывает, как запись подсознания.
Очень подробно влияния нашего рода описывает в своих книгах и семинарах Берт Хеллингер, им были сформулированы действующие в семейных, родовых системах законы – порядки любви. Нарушение этих законов и формирует родовые программы, которые в дальнейшем проживают потомки рода.
Каждый член семейной системы, который когда-либо рождался в роду, имеет право на принадлежность к ней. Ни по каким причинам он не должен быть исключен из рода, иначе это приведет к тому, что другой член системы займет его место и будет вынужден повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывать неясные ощущения «я не на своем месте». Исключенный из рода – значит отвергнутый, не принятый родом, забытый.
Например, мама исключает мужа из своей жизни и не рассказывает своему ребенку про его отца, тем самым исключая его и из жизни ребенка. В такой ситуации вполне вероятно, что ребенок всегда будет своим поведением напоминать матери ее бывшего мужа. Чем будет вызывать у нее агрессию.
Проработка тут заключается в том, что маме нужно пересмотреть свои взгляды и дать место в роду отцу ребенка, тем самым гармонизировать родовую систему, чтобы отец ребенка не был исключенным из рода.
В том случае если мать ребенка по каким-то причинам этого сделать не может, это нужно сделать самому ребенку в осознанном возрасте, вернуть отца на его место в родовую систему, принять его и простить.
Новообразованная семья имеет для системы больший приоритет, чем старая. Когда люди создают новую свою семью, их родительская семья уходит на второй план, а семья, которая только родилась, на первый.
В психологии это называется развод с родителями или с тем родителем, к которому большая привязанность. Человек должен осознать себя полноценной, взрослой, самодостаточной и самостоятельной личностью, для того чтобы создать свою здоровую семью и здоровые полноценные отношения.
Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы.
Действие порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных.
Семейная система исследуется феноменологически, то есть через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.
Чувства хранятся в памяти семейной системы и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные. Есть техники, которые позволяют завершить сценарии, освободиться от переноса, идентификации чувств, программ; хождению по кругу.
Первое, что вам нужно понять, что никто из вашего рода не виноват, что вы проходите те или иные родовые программы.
Еще до своего рождения ваша душа выбрала САМА себе родителей и род. Именно до рождения душа ребенка точно знает, какие родители ей нужны, чтобы пройти те или иные уроки, получить определенный опыт в данном воплощении. Поэтому она выбирает не только родителей, которые ей подойдут лучше для этого опыта, но и род в целом, включая братьев и сестер, теть и дядь, бабушек и дедушек.
Так же, как и ваши дети сами выбрали вас в качестве своих родителей.
Что такое душа? Есть много теорий и загадок на этот счет. Но ни одна из теорий не отрицает того, что душа всегда развивается. И говоря человеческим языком, можно сказать, что душа – это разум. Существует вселенский разум – это библиотека, в которой хранится вся информация о прошлом, настоящем и будущем. Также у каждого человека есть сознание – это результат мыслительной деятельности человека плюс опыт, полученный от наших предков или прошлых жизней.
Любая душа, «сознание» стремится к развитию, как мозг, как клетки мозга. Если его не развивать, то человек остается на том же уровне. Мозг – это мышца, которую нужно тренировать. Когда человек перестает развиваться, эта мышца начинает атрофироваться и стареть, наступает смерть.
Также и душе для ее бессмертия нужно всегда развиваться. Как развивается душа? Душа развивается через осознания. Самая большая сила и энергия в мире – это любовь. Душа всегда стремится к любви. Я бы сказала, к идеальной и безграничной любви. Чтобы постичь эту идеальную любовь, душа накапливает опыт, сравнивает, анализирует его и, наконец, осознает истину, и у каждого она своя.
Душа развивается ступенчато, это похоже на обучение в школе, с каждым новым классом даются задания сложнее. Душа постигает ценности, в одном воплощении ей нужно научиться быть жесткой, в другом мягкой, заботливой, любящей, понимающей, мудрой.
Миллиарды душ – и у каждой свой сценарий, с каждым воплощением стоит определенная задача обрести определенный опыт. Притом совокупность душ по семейному, демографическому или иным принципам, помогают друг другу обрести нужный опыт.
Вы не случайно живете в этой стране, городе, семье, работаете на этой работе и т. д. Случайностей вообще не существует. Мы все являемся друг для друга проводниками и учителями. Мы все равноценны. Многим душам нужно очень много времени и перевоплощений, чтобы это понять, что никто не выше или не ниже кого-то, все равны. Что и дети, и родители равны, несмотря на разницу в биологическом возрасте и количестве опыта в данном воплощении, здесь и сейчас.
И вот когда двум людям нужно познать для роста чувство ответственности и родительский опыт, какой-то душе в этот момент нужно познать опыт, который могут дать именно эти родители. Те уроки, которые именно с ними можно пройти.
Как правило, осознания у людей происходят плавно и долго; в редких случаях, когда человек намеренно работает над собой, оно происходит быстрее, быстрее и быстрее. Поэтому заведомо известно, какой выбор сделает та или иная душа в данный момент своего развития и осознанности, выберет она родить ребенка или аборт, остаться замужем или развестись. Отсюда душа малыша заранее знает, какой опыт она получит в той или иной семье.
За пять лет до рождения нашего сына моему мужу приснился сон. Что у него на коленях сидел маленький мальчик, как его маленькая копия. И он говорил ему: «Я твой сын, меня зовут Егор». Через пять лет, когда я забеременела, у нас не было сомнений, что будет мальчик и что мы назовем его Егор, так и произошло. То есть его душа уже заранее знала, какой опыт она получит, придя к нам.
Любой ребенок выбирает семью не только, чтобы научиться самому и получить опыт, он одновременно является и учителем для своих родителей. Они взрослеют и мудреют вместе с ним. Помните, что все равны.
Душа ребенка выбрала вас в качестве родителей не случайно, вам это нужно, так же как и ей, поблагодарите ее за это и примите. У вас начинается новый этап в жизни – этап взаимного обучения и развития. Только осознанные родители понимают, что ребенок – это не комочек, который ничего не понимает, не собственность. Это – личность с первой секунды беременности – отнеситесь к нему с уважением и любовью.
Так же и вы пришли к своим родителям, заранее зная, куда идете и какие уроки получите. Поэтому, если у вас есть обиды на родителей или кого-то из рода, подумайте над тем, что вы сами сделали этот выбор.
И поблагодарите их, хотя бы мысленно, за то, что они помогают вам получить необходимый вам опыт, за которым вы сюда шли.
Отсюда вытекает второй пункт: вам нужно принять, простить и поблагодарить всех членов своего рода, особенно родителей. Представьте себя на большой сцене, а внизу перед сценой стоит весь ваш род, посмотрите на них, пообщайтесь с ними, если нужно, попросите прощения и простите их, скажите, что любите и принимаете их всех, поблагодарите их за все.
Третий пункт – это найти, какие у вас есть родовые программы, и осознать их. Одно только понимание их уже 50 % проработки, остальные 50 % – осознание этой программы, ее ненужности и бесполезности в вашей жизни. И замена программы на более подходящую, путем поиска вариантов, как минимум трех – реакции и поведения, отличающиеся от программы.
Пример: у вас есть страх перед мужчинами или страх мужчин. Он вполне может тянуться из рода, вспомните, были ли в роду случаи жестокого обращения с женщинами. Осознайте свой страх. Осознайте реакцию, которая у вас проявляется при возникновении этого страха. А теперь подумайте, как бы вы хотели реагировать, вспомните, может, вам нравится, как реагирует на подобную ситуацию кто-то из подруг, вам нужно придумать три новые реакции, которые будут для вас комфортны. И проиграть их в голове столько раз, сколько потребуется, до того ощущения, пока они не станут для вас естественными.
Теперь с той же сцены, на которой вы стоите, посмотрите на всех присутствующих, и вы увидите огонек над тем человеком, кому принадлежит этот страх, это может быть прабабушка или другая женщина из рода. Представьте у себя в руках шар, а в нем этот страх. Скажите ей, что это ее страх.
Вам он больше не нужен. Попросите ее забрать его и поблагодарите за опыт. Скажите ей, что любите ее и отправьте ей по воздуху этот шар, который наполнен вашей любовью и в нем лежит этот страх. Когда она возьмет его, скажите ей, что это ее судьба, а вас она не касается, что принимаете ее и любите всем сердцем, и отдаете ей то, что принадлежит ей. Осознайте, что вы чувствуете.
Вы также можете проработать любую родовую программу. А можете попросить у рода поддержки, если в данный момент вам ее не хватает. И получить ее от рода большим шаром, наполненным любовью вашего рода. Представьте, как этот шар летит к вам, и вы сливаетесь с ним в одно целое, или он уменьшается и входит в вас в районе груди, а затем расширяется, наполняя вас любовью. Поблагодарите их за любовь.
Теперь представьте, как вы проходите за кулисы сцены, кулисы из дождя светлой, прозрачной энергии. А за ними дверь, выйдя в нее и закрыв за собой, скажите себе: я здесь и сейчас. Теперь вы знаете, где находится дверь к вашему роду, и когда вам понадобится спросить у них совета или просто захочется ощущения любви и поддержки, вы всегда можете сходить туда и вернуться обратно. Осознавая себя здесь и сейчас.
Вы можете вести свой дневник, отмечая в нем изменения в своем состоянии, в отношениях с близкими людьми и в их отношениях к вам после проработок. Неважно, какой вы выберете способ, для того чтобы проработать родовые программы. В итоге вы придете к пониманию ценности рода и всех его участников, к принятию всех членов своего рода прощением, благодарностью и любовью к ним.
Эта ступень очень важна для развития личности и осознания. Именно осознав ценности, описанные выше, человек может выйти на следующий уровень развития.
У каждого человека есть собственные границы, и с взрослением они становятся шире. Чем шире границы человека, тем свободнее и осознанней личность.
Любая душа и разум стремятся к безграничности. Безграничность – это осознанность собственных и чужих границ и расширение их до бесконечности.
Безграничность – это не бунт против чужих правил, это четкое осознание своих собственных границ, ценностей, целей, приоритетов.
Только человек, который четко осознает свои границы, не позволяет их нарушать и не нарушает чужие. Для этого не нужно доказывать и навязывать всем свои убеждения и свое мировоззрение. Если человек сам четко осознает свое пространство, имеет свое мнение, никто не будет вторгаться в его жизнь.
Люди со слабыми границами часто страдают от страхов, давления окружающих, конфликтов, от навязывания им чужого мнения и чужих убеждений. Они сильно зависят от мнения окружающих, боятся сделать собственный выбор, допустить ошибку, выглядеть нелепо, смешно, неприлично. У каждого человека есть места, где он не осознает или не умеет отстаивать, определять свои границы, именно в этих местах их бесцеремонно нарушают.
Самый банальный пример, когда человек боится, что его начнут отчитывать или осуждать – начальник, муж, знакомые, друзья, соседи.
Некоторым людям даже в голову не приходит, что никто не имеет право их отчитывать за собственный выбор, собственное решение, за ошибку. Что человек сам вправе выбирать, как ему жить.
Основа любых границ и умение их определять закладывается с детства. Родители, бабушки, школа, окружение порой норовят не только навязать свое мнение, но и пристыдить, отчитать, наказать ребенка, не только за ошибки или шалости, но и за его желания и мысли.
Порой злоупотребление родителей своей властью наносит детям не только физические, но и психологически сильные травмы. Далеко не каждый родитель осознает степень нарушения границ в отношении своего ребенка. Считая ребенка своей собственностью и распоряжаясь его жизнью по своему усмотрению. Именно такой подход к воспитанию закладывает в детях агрессию и жестокость, несамостоятельность, страх свободы выбора, нежелание взрослеть или, наоборот, психологический отказ от родителей.
Чем строже воспитание и больше запретов на высказывание собственного мнения и принятие самостоятельных решений ребенком в детстве, тем слабее его границы во взрослой жизни, он меньше умеет понимать свои или чужие.
Люди со слабыми границами готовы отказаться от роста, успеха, любви, счастья, денег – лишь бы не заявлять и не отстаивать свои собственные границы.
Такие люди часто живут в позиции жертвы, самопожертвования, боли, довольствуются малым, даже если хотят большего. Это не всегда тихони или скромняги. Нередко среди них встречаются люди, которые достаточно агрессивно пытаются отстаивать свои границы, устанавливать свои правила, такими людьми движет страх.
Страх, что их границы будут нарушены. Такой страх возникает из-за нечеткости осознания своих собственных границ, неуверенности в себе, сомнений, чувства вины.
Если ребенок подвергался в детстве физическим наказаниям, к ним относится любое нарушение границ тела ребенка, даже шлепок по рукам, губам или применение ремня. Ребенок меньше понимает границы своего тела, меньше чувствительность и больше страх контакта. Эти люди не имеют внутреннего понимания, что их тело принадлежит только им и никто, кроме них, не имеет на него право, независимо от возраста и статуса. У таких людей существует неправильное убеждение, что взрослый всегда прав и нужно делать все, что он скажет, даже если это страшно и больно. Именно такие люди относятся к группе риска, попадают чаще других к маньякам и насильникам или строят отношения, в которых являются жертвами физического насилия.
Это происходит потому, что в семье их не научили, что существуют собственные границы тела, которые никто, даже родители не имеют право нарушать.
Людям этой группы очень важно самим, независимо от того, сколько им лет, осознать границы своего тела, право на него, избавиться от чувства вины (об этом я буду писать в следующей главе), принять себя таким(ой), какой есть, и четко поставить границы, которые никто не имеет право нарушать. Сначала это нужно осознать внутри – и только тогда это станет нормой, внешне не придется бороться и отстаивать свои границы, они будут понятны негласно.
Люди с четким осознанием собственных границ не ощущают внутренней войны со всем миром или с кем-то конкретно, им не нужно воевать, агрегировать или что-то доказывать.
Одно только то, что они осознают собственные границы, разрешают себе жить в рамках своих решений и убеждений, берут на себя ответственность за свой выбор и свою жизнь, не провоцирует у кого-либо желания нарушить их границы.
Когда вы встречаете человека с четкими пониманиями, решениями, убеждениями, вам и в голову не придет начать опровергать его позицию и навязывать ему свою. А даже если вдруг и придет такая мысль, он без агрессии, четко даст вам понять, что не желает вашего вторжения в его жизнь. Так же как и он в свою очередь не позволит себе нарушать ваши границы своими советами или нравоучениями, понимая и уважая ваше право выбора. Он не будет притворяться и делать вид, что согласен с вами там, где не согласен, дабы не обидеть вас, он может остаться нейтральным или высказать свое мнение, если вы поинтересуетесь или спросите совета.
Но вернемся к тому, что любые границы закладываются с детства. Родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, каждый вносит свой вклад в маленького ребенка. Он настолько открыт и доверчив к этому миру и людям, которые его окружают, что принимает все за истину. Вот только редко кто задумывается, какую истину и какой посыл они закладывают своими страхами и своими комплексами в ребенка.
Именно провоцируя свои страхи на ребенка, комплексы, обиды, желание быть хорошими и правильными родителями, иметь удобного ребенка, превышение собственной власти и своей безответственности, взрослые ломают жизнь своим детям.
Ограничивая их свободу восприятие этого мира, их развитие и право выбора. Не осознавая, что душа ребенка выбрала их не только для своего развития, но и для них – что они равны.
Ниже я приведу подборку лишь некоторых фраз, которые употребляют родители, безответственно и жестоко закладывая в ребенка деструктивные программы, с которыми потом ему приходится жить, порою всю жизнь.
Воспитание любого ребенка нужно начинать с себя, именно воспитывая себя, убирая собственные деструктивные программы, ребенок будет считывать всю информацию с родителей.
1. «Взрослых нужно слушаться». Услышав эти слова, ребенок начнет думать, что всем взрослым можно доверять.
2. «Не реви». Слыша эту фразу, дети думают, что показывать свои эмоции – это плохо. И тогда они начинают замыкаться в себе, перестают доверять родным и близким, становятся молчаливыми. А данная замкнутость в дальнейшем может вызвать агрессию.
3. «Не будь жадным». Когда малыш слышит это, он думает, что всегда должен всем делиться. И в его собственности нет игрушек, конфет, книг. Пройдёт время, и эти мысли сформируют чувство жертвенности, которое будет мешать ребенку нормально и комфортно жить. Он не будет беречь какие-то материальные вещи, считая, что недостоин их. Если он не хочет делиться, то лучше не настаивать.
4. «Глянь, какая хорошая девочка/мальчик». Услышав эту фразу, ребенок начнет думать, что он хуже других. Он потеряет уверенность в себе, расстроится, заранее будет настроен на негатив. Задача родителей – поддерживать своего ребенка во всём.
5. «А с тобой я дома поговорю». Говоря это, родители превращаются в надзирателей, а родной дом – в тюрьму. У ребенка пропадает желание возвращаться домой.
6. «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой». Для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, в результате этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Ребенок может начать пугаться любого шороха, но так и не поймет, что же надо делать, чтобы избежать опасности.
7. «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не оттуда растут». Итог – страх самостоятельности, когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он, наоборот, опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и меня будут ругать. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела.
8. «Петя уже доел кашу, а ты все еще копаешься», «У всех нормальные дети, а ты вечно…», «У тети Маши Петя на одни пятерки учится, а ты…». Итог – ребенок думает, что родители любят его не самого по себе, а за его достижения. Сравнивать детей вообще нерезультативно: все дети разные, с разными способностями и возможностями. Максимально раскрыть свои таланты ребенок может только тогда, когда он уверен, что его любят и принимают любым: медлительным, неспортивным, с тройками в дневнике. Именно на принятие и поддержку надо делать упор. В противном случае самооценка падает, ребенок может замкнуться в себе и очень невзлюбить объект сравнений.
9. «Пока не поешь – гулять не пойдешь», «Пока не соберешь игрушки – не включу мультики». В более старшем возрасте ребенок точно так же начнет «торговаться» с родителями: буду учиться, если купите новый телефон, помою посуду, если отпустите гулять и т. д. Тактика «услуга за услугу» вообще искажает представление ребенка о том, зачем нужно делать те или иные вещи.
10. «Я с таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного не буду любить». Ребенку нужна уверенность в маминой любви безо всяких условий. Такие фразы говорят об обратном: ребенка любят, но только хорошим, послушным, спокойным, чистым и т. д. Получается, что задача ребенка в этом случае – не быть самим собой, а соответствовать родительским ожиданиям, таким образом, ребенок будет пытаться всем угодить, а также воспитывается лицемерие. «Ой, какой ты невоспитанный», «Ой, какой ты грязнуля, как поросенок». Все эти фразы носят негативный оценочный характер, для ребенка это посыл – «Я плохой». Вообще, осуждать ребенка за какие-то несовершенства очень странно, ведь он такой, каким вы его воспитываете, через собственный пример.
11. «Зачем я тебя вообще родила», «Лучше бы у нас родилась девочка/мальчик». Для ребенка это очень страшные слова, ведь в этот момент родители отвергают его на уровне существования, давая посыл: «Лучше бы тебя не было». Жить с таким грузом ребенку просто невыносимо, ведь родители для него – это весь его мир, и этому миру он как будто не нужен.
12. «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала», «Кто тебя вообще спрашивает», «Я сказала так, значит так». Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Итог – крайности: от безвольного человека, неспособного ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, до отчаянного бунтаря, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.
13. «Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось», «Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя», «Будешь так себя вести – я расстроюсь и заболею». Манипулировать этим страхом очень опасно, таким образом, родитель перекладывает на ребенка ответственность за свою жизнь и здоровье.
14. И если когда-нибудь с родителем что-то случится, – ребенок всю жизнь будет жить с убеждением, что это произошло по его вине.
15. «Еще раз так сделаешь – мультиков больше не увидишь», «Еще раз скажешь такое слово – останешься без прогулок», «Сейчас же успокойся», «Ну-ка быстро замолчал!», «Стой нормально». Эти угрозы и грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с любимым ребенком. Даже маленький ребенок – уже личность, которую надо уважать, а общение в таком тоне с уважением никак не ассоциируется.
Воспитание ребенка через наказания, стыд, навязывание ему чувства вины наносит ребенку огромную психологическую травму. Психологическое насилие ничем по сути своей не отличается от физического. Мало того что родители должны сами соблюдать границы ребенка, они должны помочь ему выстроить их с окружающим миром и не позволять в них вторгаться ни бабушкам, ни дедушкам, ни учителям и воспитателям, какие бы благие намерения у них ни были.
Для ребенка родитель целая Вселенная, которой он безгранично доверяет. Когда родитель позволяет себе или еще кому-то нарушить психологические или физические границы своего ребенка, это предательство по отношению к ребенку.
Если взрослый человек осознает, что в детстве его границы были нарушены, ему нужно самостоятельно выстроить их сначала внутри себя, а затем внешне. Очень важно осознать свою границу как норму.
Например, в семье на ребенка часто повышали тон и общались с ним в приказном тоне. Когда человек осознал, что в детстве эта граница была нарушена, нужно понять, кто именно ее нарушал. Первое нужно осознать, что никто, независимо от возраста и статуса, не имеет права нарушать собственные границы человека. Второе – проговорить внутри четко фразу возражения как ответ на нарушение границ. Если, например, границу нарушал отец, можно представить себе разговор с отцом и произнести фразу: «Несмотря на то, что ты старше меня, и на то, что я твой сын, это не дает тебе право разговаривать со мной в таком тоне и повышать на меня голос». Это действие внутри себя нужно проделать столько раз, сколько потребуется для того, чтобы это стало естественным, истиной. Только после этого этой же фразой можно возразить внешне при подобном инциденте, но, как правило, этого делать не придется, так как ваше внутреннее всегда соответствует вашему внешнему. И если внутри нет страха и неуверенности, а есть четкая позиция и четкая граница, ее никто не нарушит.
По мере того как человек учится осознавать собственные границы, происходит его взросление, меняется окружение, его внутреннее состояние, осознанность, уходят страхи, он становится свободным.
Эту главу я завершу тем, что открою вам одну тайну.
Все ваше мировоззрение и то, как вы видите и воспринимаете этот мир, это проекция – вы и ваш ребенок. Вернее, на детях эту проекцию легче всего увидеть. Если вы ругаете своего ребенка за любую шалость, применяя любое наказание, то в вашем восприятии мира – норма, что за любую вашу ошибку Вселенная вас накажет проблемами или неприятностями.
Именно ваше отношение к детям показывает то, как к вам должна относиться Вселенная, по вашему мнению, и именно так она к вам и относится.
Понаблюдайте за своим поведением, за тем, как вы воспитываете детей, общаетесь с ними. Вы сразу увидите вашу картину мира со стороны.
Осознав свои границы в семье, человек начинает осознавать личные границы в социуме. Поддержка семьи и родных играет в этом очень важную роль. Когда человек чувствует опору и надежность в семье, он гораздо легче выстраивает свои границы с окружающим миром.
Чем старше становится ребенок, тем больше он впитывает убеждений извне. И тут важно понять: воспринимает он эти убеждения как догму и истину или умеет фильтровать их, понимая, какие из них соответствуют его внутренним ценностям, а какие нет.
Очень яркий пример этому подростковый возраст. Когда ценности общества ребенка становятся приоритетней ценностей семьи. Именно в этом возрасте детям как никогда нужна поддержка и понимание родителей. Тогда их авторитетное мнение весомее, чем мнение сверстников или учителей.
Зачастую вся система воспитания построена на методе кнута и пряника. И входя в самостоятельную взрослую жизнь, ребенок получает этот кнут от совершенно посторонних ему людей и воспринимает его как норму. Это происходит тогда, когда эта же система кнута и пряника применяется дома. У ребенка нет понимания, что может быть по-другому, и он воспринимает это как норму.
Начиная с детского сада и школы, продолжая на работе, он принимает нарушение его границ как естественное отношение к нему. Учительница может повысить тон или угрожать и манипулировать им, при этом закладывая в ребенка нездоровые убеждения.
Например, говоря ребенку, что он неисправимый двоечник и он ничего не добьется в жизни. Воспринимая любую его попытку противостоять ей как хамство и неуважение к ней. Угрожая и запугивая его родителями и директором, навязывая ему чувство вины. Подобные деструктивные социальные программы закладывают в ребенка неуверенность в себе, недоверие миру, страх одиночества и отсутствие поддержки, а главное, не учат его тому, что из любой ситуации есть выход.
Я бы сказала, это проблема не отдельной семьи или школы, это проблема целого общества. Когда нет понимания и отсутствуют такие понятия, как уважение детей, уважение личности.
В подобном подходе к воспитанию, через наказание и чувство вины, полностью отсутствует свобода выбора, свобода слова, мыслей и желаний, свобода жизни и удовольствия от нее.
У всех людей, прошедших через эту систему воспитания, глобальное внутреннее чувство вины, страх сделать что-то не так, ошибиться, страх выбора.
Можно взять лист бумаги и выписать все свои страхи и чувства вины и посмотреть, какие убеждения стоят за каждым из них, действительно ли они истина.
Например, если ты будешь плохо учиться, ты не найдешь хорошую работу и будешь мало зарабатывать.
Далее проверить на истинность это убеждения.
– Все ли, кто плохо учился, безработные и бедные? /НЕТ!
– Хорошую работу нашли только те, у кого хорошее образование? /НЕТ!
Дальше можно выписать все вопросы, которые придут в голову: что такое хорошая работа, хорошо зарабатывать – это сколько?
Нашим сознанием движет либо страх, либо удовольствие. Наш мозг, наше сознание устроено таким образом, что всегда оберегает от боли. В зависимости от того, какая программа и с каким убеждением срабатывает в мозгу на наши запросы, таков и результат.
Возьмите лист бумаги и напишите, с какими негативными убеждениями и страхами у вас ассоциируется любое ваше сильное желание, вспомните фразы, которые вам говорили в детстве или из вашего опыта, относительно этого желания.
Порой за нашими желаниями есть страх, о котором мы и не думаем, так как наше сознание устроено таким образом, чтобы всегда защищать нас от боли. Мозг реагирует только на удовольствие и страх, т. е. это то, что заставляет человека что-то делать и двигаться. Либо это предвкушение сильного удовольствия, либо это сильный страх.
Как удовольствие может быть сильнее страха, так и страх может быть сильнее удовольствия. Если на данный момент ваше желание не исполнено, значит, страх его реализации или последствий сильнее, чем удовольствие от него. Значит, ваши негативные убеждения сильнее, чем позитивные.
Они сформировали в подсознании страх, который сравним с очень сильной психологической болью. Чем сильнее и глубже негативные убеждения и страх, тем дальше вы от исполнения своего желания.
Страх служит для того, чтобы оберегать нас от боли. У каждого из нас есть то, чего мы боимся больше всего. Но чаще всего этот страх навязан нам или определен нашими инстинктами, отвечающими за безопасность.
Задайте себе вопрос, чего вы боитесь больше всего. Все что угодно, только не это. Выпишите этот страх, он может быть один или несколько, как правило, самый сильный страх – он один.
Если вы посмотрите еще глубже, то увидите, что за этим страхом стоит эмоция, какая она. Представьте вот ваш самый большой страх и, если он произойдет, какую эмоцию вы испытаете, выпишите эти эмоции, именно страх испытать эти эмоции зачастую влияет на принятие вами каких-либо решений. И вероятнее всего, вы даже вспомните, когда впервые испытали эту эмоцию.
Человек всегда принимает решения эмоциями либо в состоянии страха, либо в порыве получить удовольствие. От этого зависит, в каком направлении он двигается. Удовольствие – это состояние, в котором закрываются психологические человеческие потребности: стабильность, разнообразие, значимость, любовь, рост, отдача и забота.
Чем больше потребностей закрывает то или иное действие или человек, тем сильнее состояние удовольствия от него. Такое состояние будет сильнее страха.
Удовольствие и страх – это эмоции, эмоции – это состояния. Эмоции можно и нужно уметь проявлять и контролировать. То, как мы проявляем свои эмоции, зависит от наших убеждений (хорошо/плохо, принято/не принято), от того, позволяем мы себе это сделать или нет.
Страхи и негативные убеждения можно прорабатывать по-разному, иногда их достаточно просто осознать, а иногда за ними спрятана груда других страхов, и тут уже нужна помощь специалиста. В любом случае всегда проверяйте на истинность ваши страхи и убеждения. Так как именно им вы отдаете право руководить вашей жизнью и судьбой.
Самый большой страх человека – это страх безопасности и неопределенности, без понимания собственной ответственности. Когда человек не несет ответственность за какую-то часть своей жизни, она всегда находится в неопределенном подвешенном состоянии.
Ответственность – определенность, быть определенным значит иметь свое мнение, а не чужое, и иметь решение. Когда человек не берет на себя ответственность, он перекладывает ее на кого-то другого или старается переложить, тем самым обвиняя других, обстоятельства, судьбу в своих трудностях. Говорят: «Беда не приходит одна». Это происходит тогда, когда человек отказывается принимать ситуацию, которая с ним происходит, отказывается брать за нее ответственность. И тогда он получает более сложную ситуацию, чтобы на ее фоне она казалась не такой страшной и человек смог ее осознать и взять за нее ответственность.
Трудные или неопределенные ситуации помогают нам расти и развиваться. Рост – это и есть делать ситуации из неопределенных – определенными. Любая трудность или, можно сказать, проблема является таковой только из-за вашего восприятия.
Трудность – это граница вашей зоны комфорта. Чтобы найти решение, вам нужно выйти из зоны комфорта, расширить свои рамки и найти решение, тогда проблема перестанет быть проблемой. И все похожие на нее проблемы тоже уже будут не проблемой, а просто ситуацией, которую нужно решить.
Согласитесь, было бы неинтересно, чтобы жизнь всегда была однообразной, где не происходит ничего.
Нестабильность бывает как приятной, так и неприятной, но зачастую именно эти неприятности выводят нас на новый уровень удовольствий и достижений. Главное отличие успешных людей заключается в восприятии и реакции на трудности. Неуспешные люди смотрят на проблемы как на что-то страшное и непреодолимое, успешные – как на возможность роста.
Ответственность – это любовь. Любовь к себе, близким, своему делу, людям. Ответственность – это обязательство и осознанность. Справедливость и честность. Честность, прежде всего с самим собой, а уже потом с остальными. Можно также это назвать внутренней совестью, главное – не путать со страхом греха. Ответственность – это гарантия, это всегда действие, которое ведет к результату, неважно, внутреннее или внешнее.
Чаще всего мы начинаем искать ответы, когда нам больно, страшно, плохо во всех сферах жизни или в какой-то одной. И мы начинаем задавать вопросы, обращаясь к Богу, Вселенной, космосу, подсознанию, почему ТАК плохо и что делать.
Когда мы задаем вопрос, нам практически сразу приходит ответ, кому-то мысленно, кому-то извне. Эти ответы мы видим в других людях, в их фразах и действиях.
Но мы не обращаем на них внимания, потому что пребываем в состоянии стресса, страха, паники и отчаянья.
Вся наша жизнь построена на вопросах и ответах, на нашем восприятии ситуаций.
Согласитесь, на одну и ту же ситуацию два разных человека отреагируют по-разному, для кого-то она будет просто небольшой трудностью, а для кого-то огромной проблемой, все дело в том, в каком состоянии мы привыкли реагировать на те или иные ситуации.
Если мы находимся в состоянии страха, то ситуация будет нам казаться еще более неразрешимой, чем если бы мы находились в ровном состоянии. Возьмите для себя привычку быть в позиции наблюдателя. Ведь все вокруг нас – зеркало нашего сознания, это невероятная подсказка Вселенной. Она всегда нам показывает, что внутри нас.
На самом деле все, что нужно человеку, для того чтобы стать богатым финансово, у него уже есть сейчас, есть знания и опыт. Если у вас уже есть любимое дело, нужно просто понять, как его масштабировать и развить. Если вы еще в поисках, тогда вам нужно ответить на вопрос, что вы делаете чаще всего и получаете ли от этого удовольствие. Если бы у вас все было, чем бы вы занимались? Что у вас уже сейчас есть полезного, что вы можете дать людям. Как понять, что ваше, попросить подсказки у мозга или попросить послать вам человека, который вас поведет и подскажет, а можно просто заниматься тем, что нравится.
И чаще всего мы не видим то, что нам нужно, не видим легкий путь, потому что запрещаем себе жить в свое удовольствие. Именно запрещаем!
Это особенно заметно у тех людей, которые не научились определять и отстаивать свои границы на предыдущих уровнях, о которых я писала. Для таких людей позволить себе жить в удовольствие или для некоторых даже просто мечтать о том, чего они хотят, вызывает жуткое чувство долга и вины.
Если вернуться к системе воспитания, о которой я писала выше, – а под нее попали большинство людей, – она четко воспитывает в людях: ты должен и обязан, ты не прав, взрослым лучше известно, что ты хочешь и что тебе нужно, если ты думаешь о себе, ты эгоист.
Когда человек с подобными программами начинает думать о себе, о своих желаниях, у него возникает чувство вины, что сначала он должен кому-то и что-то, а только потом он может позволить себе жить в удовольствие, а иначе он плохой, его не будут любить, его осудят за его выбор и его свободу.
Но так ли это на самом деле? Частично в этом есть доля правды, всегда найдутся люди, которые будут не согласны с вашей точкой зрения, с вашим выбором, с вашим образом жизни, и, более того, их будет раздражать ваша свобода.
Но чем глубже в вас будет это убеждение, тем сильнее люди будут нарушать ваши границы, и это будет происходить не потому, что они правы, а только потому, что у вас внутри нет четко выстроенной границы, четкого мнения по этому поводу.
Чем важнее для человека мнение других людей, тем больше и крепче его внутренняя тюрьма. Страх осуждения и наказания. И только избавившись от убеждения, что человек кому-то что-то должен, он начинает расправлять крылья.
Я сейчас не говорю о крайностях, ведь, если человек научился выстраивать на предыдущих уровнях свои границы, он четко понимает, что такое честность, справедливость, личные границы свои и других людей, личное пространство.
И только когда человек осознает ценность личного пространства своего и других, он не позволит его нарушить и не нарушит сам. И тогда человек позволяет себе жить, мечтать, ставить цели и идти к ним.
Вспомните все, о чем вы мечтали и мечтаете, чего вы хотите, какая цель вас зажигает и дает вам энергию, это и будет ваш правильный путь, если эта цель действительно ваша, а не навязана кем-то.
Разрешите себе мечтать, много, часто, о том, что хотите именно вы. Не ваши близкие или окружение, несмотря на то, что это реально или нет, правильно или неправильно. Пропишите для себя те цели, которые вы бы хотели достичь за десять лет, за пять, за год, и начинайте двигаться.
Если вы ощущаете внутренний подъем, то цель, к которой вы идете, верна для вас. Если же вы ощущаете упадок сил, то, вероятнее всего, вы поставили не свою цель, подумайте, чем вы руководствовались, ставя ее.
Самый верный ваш советчик и помощник – это ваше тело, ваша главная задача – научиться его слышать и слушать. Оно всегда подскажет вам, на правильном ли вы пути, и всегда покажет, какая преграда стоит между вами и вашей целью.
Например, вы поставили себе цель купить дом в другой стране. Цель вас вдохновляет, у вас прилив сил и энергии. Но чем больше вы об этом думаете, тем сильнее болит голова и шейный отдел справа. Эта боль может говорить о том, что у вас есть сильный страх, сопровождаемый чувством вины. Вы можете испытывать чувство вины перед родителями, что хотите уехать и оставить отчий дом. Тогда если мы посмотрим еще дальше, то обязательно найдем негативное убеждение, связанное с родителями, это может быть мамина фраза из детства: «Вот вырастешь, уедешь и бросишь меня одну».
Я уже писала выше про родительские убеждения и их влияние на ребенка и его жизнь. Когда родители-манипуляторы используют жесткие психологические приемы, загоняя ребенка в страх и вину, чтобы контролировать его и управлять его жизнью.
В данном случае нужно осознать, что, кроме вас, никто не имеет право на вашу жизнь, только вы знаете, как и что для вас лучше, только вы вправе проживать свою жизнь.
И если при постановке целей и планов на жизнь вы начинаете испытывать негативные чувства, болеть, сразу ищите причину вашего состояния – и, вероятнее всего, она окажется в неотработанных границах. Это те границы, которые вы не научились отстаивать и осознавать. Это те границы, которые вы нарушаете сами, так как не понимаете их ценность и неприкосновенность. Как только вы осознаете их и четко для себя определите, вы станете на 90 % ближе к своей цели.
Чем меньше неотработанных границ у вас, тем больше сил и творческой энергии. Именно творческая энергия помогает человеку делать выбор его деятельности, партнеров, жизни в целом. Становясь свободнее, вы высвобождаете свою творческую энергию, а она приносит вам удовольствие от жизни и от всего, что вы делаете.
Большинство ситуаций в жизни созданы нами для того, чтобы научиться видеть свои границы, а затем расширять их до бесконечности, безграничности. Именно состояние безграничности дает человеку полную внутреннюю и внешнюю свободу. Свободу от страхов, боли, агрессии. Любые трудности человек начинает воспринимать как рост, видя в них потенциал, а не проблему, которую нельзя решить. Видя в любой ситуации ее смысл, принимая все, что происходит в его жизни, как закономерность собственных действий, чувств и мыслей. Беря на себя полную ответственность за все, что происходит в его жизни, без вины, обиды и агрессии на себя или на других.
Интересный факт, что все неотработанные программы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, нумерологи, астрологи, астронумерологи и эзотерики считают, что они связаны с прошлыми жизнями, называя их кармой.
Это те программы, уроки которых вы не прошли в прошлой жизни, и пришли отрабатывать их в этом воплощении. Допустим, вы нарушили в прошлой жизни чью-то границу, обманув или предав человека, и в этой жизни вы испытываете эти же чувства, отрабатывая эту программу. Они даже могут вам рассказать, с какими программами вы пришли в эту жизнь, об этом я расскажу в главе 8.
Психологи же обязательно найдут причины вашего состояния в детстве или в перинатальном периоде, они четко расскажут вам, где и в каком возрасте спрятан корень вашей проблемы или болезни. И надо сказать, они тоже правы, я много лет изучаю психосоматику и уверена, что болезней не существует.
Я так же легко скажу вам, в каком возрасте у вас лежит причина вашего запроса, для этого я могу ввести вас в регрессию или с вашего разрешения посмотреть сама. Это называется эмпатия, когда специалист испытывает те же ощущения, что и клиент.
Мне нравится и первый вариант и второй, но посвятив более десяти лет поиску ответов на вопросы, я пришла к выводу, что все люди проходят разные уроки, но цель этих уроков одна.
Осознать истинные ценности, вот цель, с которой приходит в этот мир душа. И любая душа, проявляясь в личности, проходит определенные ступени развития. На каждой ступени – свои ценности и убеждения, своя осознанность и свое мировоззрение. Именно осознание ценностей помогает проходить нам уроки и трудности.
И тут, как мне кажется, уже не имеет значения, откуда они взялись – из прошлой жизни или из детства, важно понять, какие ценности нужно осознать. А вот тут как раз будет полезна помощь специалиста, который сможет подсказать и направить. Будет это астронумеролог или психолог – выбирать вам, главное – доверять в выборе самому себе, своим чувствам и ощущениям.
Понимая, что любая ситуация в жизни создана нами, что к этой ситуации привели наши действия, независимо от того, осознанны они были или нет. Что любые наши действия – это следствия наших мыслей и эмоций, осознанных, а может, спрятанных или подавленных в себе. А любые эмоции – это следствие наших чувств.
Именно понимание собственных чувств помогает человеку увидеть и познакомиться с собой настоящим, чувствовать свои потребности, желания, свой путь, окружающих, весь мир, безграничность собственного сознания и силу подсознания, как всеобщего вселенского разума.
Только когда мы научимся понимать свои чувства, не путая их с эмоциями, мы научимся понимать эмоции и управлять ими. Большинство людей задаются вопросом, какая же разница между эмоциями и чувствами, как они проявляются и как можно определить, что переживает человек.
Эмоции – это кратковременная реакция человека на конкретную ситуацию или объект. Проявляются они зачастую спонтанно и практически неосознанно. Что же касается чувств, то это уже более осознанное и длительное состояние, которое почти всегда осознается человеком.
Чувства, как правило, проявляются внутри, а эмоции снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Эмоции могут перерасти в чувства, например, интерес в любовь.
И еще одно отличие эмоций от чувств: эмоции после проявления способны изменить настроение человека, а чувства меняют ощущения.
Когда человек понимает и осознает свои эмоции и чувства, он начинает понимать свое тело, чувствовать его и понимать, о чем оно ему говорит. Начинает улавливать свое состояние энергии подъема или опустошения, видит причину недомоганий и болезней не во внешних факторах, а внутри себя, своего психоэмоционального состояния.
Человек начинает видеть поток своих мыслей, понимая, откуда они берутся, и умея управлять ими. И точно может определить, какое чувство или эмоция вызвали этот поток мыслей: обида, страх, радость. И только после этого ему становятся понятны его реакции и его поведение. Так как наше поведение – это всего лишь маска, оболочка нашего внутреннего состояния.
Человек осознает и различает программы, которые работают в нем, он легко их видит и может освободиться от них, если они ему мешают или уже не имеют смысла.
Но есть и те программы, которые заставляют двигаться нас вперед, созидая и познавая, реализуя свое предназначение. Мы не всегда их осознаем. Это некая сила, энергия, которая ведет нас вперед, и вроде бы случайным образом нам попадаются нужные люди в нужное время. Вроде бы случайно мы оказываемся в тех местах и общаемся с теми людьми, которые оставляют след в нашей жизни, заставляя нас пересмотреть ценности и желания.
Эзотерики называют эти программы предназначением судьбы и даже могут высчитать его по дате вашего рождения.
Психологи могут определить ваши склонности по вашему психотипу и индивидуальным особенностям.
Я же склонна к тому, что у каждого человека есть свой дар и свои неповторимые способности. Для того чтобы они открылись, необходимо пройти все уровни осознаний, о которых я упоминала выше. В следующей главе я расскажу о каждом из уровней подробно.
Когда человек обретает истинные ценности, умеет выстраивать границы с внешним миром, избавляется от ненужных убеждений и страхов, ему открывается его внутренний богатый мир. Этот мир может приоткрыться чуть-чуть, а может раскрыться во всей красе, когда ваше сознание будет к этому готово.
Это подобно состоянию транса, в котором осознанно пребывает человек, он становится наполовину наблюдателем своей жизни. Живя в постоянном анализе происходящего, видя причинно-следственные связи всего, что происходит в мире.
Транс – это ряд изменённых состояний сознания, связывающих сознательное и бессознательное психическое функционирование человека. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности – альфа-, бета-, тета-волн.
По-другому, транс – это внутренний фокус внимания. Например, когда вы разговариваете с собеседником и на какое-то время неосознанно отключаетесь, уходя глубоко в себя, и не слышите то, о чем рассказывает вам собеседник. Вы перевели фокус внимания куда-то внутрь себя и попали на какое-то мгновение в транс. Когда человек входит в трансовое состояние намеренно, то такой транс называется медитацией.
Транс – это одна из форм самогипноза. Именно таким образом организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными. Согласно М. Эриксону, транс сам по себе терапевтичен, то есть просто само нахождение в нём, потому что во время транса возможно психическое переструктурирование, сложно осуществимое в «обычном» состоянии сознания.
В медитации нет никакого волшебства и магии. Цель медитации – привести в гармонию тело, ум, эмоции, чувства. Когда мы в гармонии, нам открывается наше подсознание, в котором хранятся все тайны и ответы на все наши вопросы. Научиться медитации может каждый!
Главное – найти свой способ входа в это состояние. Для каждого этот способ свой, и зависит он от того, через какой канал восприятия вам легче воспринимать информацию. Именно через этот канал легче всего войти в медитативное состояние. Но при желании можно развить все каналы и входить в медитацию разными способами.
Человек воспринимает информацию через три канала восприятия – зрительный, аудиальный, кинестетический. У большинства людей самый сильный канал для восприятия – это зрительный.
Зрительный канал – это все, что мы видим не только глазами во внешнем мире, но и наши внутренние картинки, то, что мы визуализируем.
Аудиальный канал – это все, что мы слышим во внешнем мире, а также свой внутренний голос.